#Махакали #Гаури #шактизм #индуизм #Санатана_Дхарма
МАХАКААЛИ
Недавно вышли первые серии нового сериала «МахаКаали», где экранизированы пуранические сказания о Шакти Шивы. Роль Гаури и Кали играет Пуджа Шарма, которая в «Махабхарате» (2013/14) играла Драупади, а роль Шивы - Саурабх Радж Джейн, игравший там же Кришну, и Нараяну и Кришну в «Бог богов Махадэва». Группа «МахаКаали», посвященная сериалу, выкладывают серии с русскими субтитрами. Для лучшего понимания сюжета можно обращаться к шактистским текстам в переводе Андрея Игнатьева.
________________________
НЕБОЛЬШАЯ СПРАВКА
Ша́кти (санскр. शक्ति śakti IAST — мощь, сила) — в тантре, шиваизме и шактизме — супруга бога Шивы.
В индуизме каждый бог имеет свою шакти (богиню), и все вместе они представляют Личности (персонализации) и Силы (энергии) единого Брахмана.
Слово «шакти» имеет много значений. Шакти называют великую вселенскую бесконечную Божественную энергию, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной реальности. Шакти — это Богиня-мать. Шакти — это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу. Шакти называют Богиню, супругу бога Шивы. Шакти — это внутренняя энергия человека. Шакти — это космический женский принцип. Шакти — это женское начало человека, его женская половина. Шакти — это женщина-партнёр практикующего тантрийскую йогу1. Кали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Парвати, Чамунда, Деви, Бхавани, Трипурасундари, Бхайрави, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари — различные формы Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо её аспект.
-----------------—
Шакти (śakti, от глагольного корня śak – мочь, быть способным) – «потенция», «сила», «энергия». В индийской философской традиции всякая деятельная активность неизменно ассоциируется с женским началом, и потому творческая энергия, благодаря которой развертывается вселенная, обычно персонифицируется в образе Шакти – супруги или возлюбленной бога Шивы. В монистической адвайта-веданте Шанкары, где основой мира выступает высший Брахман, с которым на самом деле ничего не происходило, сама Шакти рассматривается как своего рода оборотная сторона Брахмана, как его собственная сила, тождественная космической иллюзии – майе. Однако в других системах, монизм которых существенно ослаблен или сменяется дуализмом, Шакти становится более или менее самостоятельным началом, ответственным за творение мира. В кашмирском шиваизме в основе реальности лежит пульсирующее единство Шивы и Шакти (в этом живом единстве Шива воплощает собой чистое, пассивное созерцание – «пракаша», тогда как Шакти представляет активный, динамичный аспект сознания – «вимарша», т.е. его внутреннюю интенциональность, готовность создавать и воспринимать свои объекты). Вместе с тем Шакти выступает в трех аспектах (в религиозном направлении «трика» они даже рассматриваются как триада отдельных богинь) – Пара-шакти (Высшая), Пара-апара-шакти (Высшая-низшая) и Апара-шакти (Низшая). В первом аспекте Шакти все потенции еще свернуты и присутствуют в виде чистой интенциональности, свободного и ничем не обусловленного желания (иччха-матра) верховного Господа. Во втором своем аспекте Шакти уже содержит внутри себя всю вселенную, сохраняя ее как собственное видение, как отражение в зеркале; субъект и объект уже появились, но еще не разведены, не отделены друг от друга. Наконец, третий аспект Шакти соответствует уровню раздробленности; сознание здесь напрягается изнутри стремлениями и отторжениями, и многообразным восприятиям соответствуют многообразные объекты. Пульсация сознания, постоянно порождающая новые формы, представлена вращением «колеса Шакти» (шакти-чакра), спицы которого соответствуют различным силам и энергиям; в центре этого колеса пребывает вечный Шива – та единственная осевая точка, которая неизменно остается в состоянии покоя. В качестве такой творящей, «дробящей» силы Шакти отождествляется с Речью (Вач) и «Праматерью» (Матрика) всего сущего, а развертывание мира внутри очередного вселенского цикла начинается с выплескивания фонической энергии, создающей буквы алфавита и священные тексты в виде парадигмы, по образцу которой творится мир. Активная и пульсирующая сила становления, которая проявляется в человеческих существах, отождествляется в кашмирском шиваизме, а также других направлениях тантризма с Кундалини, или эротической энергией. Соответственно единственная возможность достигнуть освобождения состоит в умении направить эту энергию к ее истинному источнику и опоре – Шиве. Это обратное движение, использующее в качестве средства спасения все ту же Шакти, призвано даровать адепту то мгновение внезапного озарения (пратибха), в котором реализуется нерасчлененное единство Шивы и Шакти. Сотериологическая ориентация на Шакти приводила к тому, что в отдельных направлениях тантризма верховным началом считалась именно женская ипостась – богиня (Парамешвари), почитаемая под именами Шакти, Дэви, Кали или Дурги; такие варианты тантризма известны как «шактизм» (шакта-сиддханта).
Новая философская энциклопедия
Источник: http://wiki.shayvam.org/Шакти
-----------------—
Ка́ли (санскр. काली, kālī IAST, «чёрная») — индуистская богиня, супруга Шивы (Шакти в наиболее грозной своей ипостаси). По-видимому, поклонение Кали восходит к культу яростной богини у аборигенных племён. Уже в «Мундака-упанишаде» говорится о «чёрном» (кали) языке священного огня, наряду с шестью другими. Согласно индуистской мифологии, она была порождена Дургой, высшей Богиней, по просьбе богов, не способных справиться с натиском демонов. Кали сумела одолеть демонов, поэтому её ещё называют Чамунда (от имени демонов — Чанда и Мунда). Кали выглядит ужасающе: это обнажённая женщина с развевающимися волосами и оскаленным ртом, из которого стекает кровь, на её лице три глаза, вокруг пояса — «юбка» из отрубленных человеческих рук, в своих руках она держит отрубленную голову. Её супруг бездыханным лежит под её ногами. Но все эти детали имеют символическое значение. Согласно толкованиям тантрического мыслителя Кришнананды Агамавагиши (XVI в.), распущенные волосы Кали — символ безграничной свободы; тремя глазами она прозревает все времена; отрубленные руки символизируют исчезновение кармы; голова, которую она держит в руке, — это контроль над эгоизмом; её танец на безжизненном теле Бога — это её динамическая сила. В целом Кали в тантризме понимается как разрушительная и в то же время спасающая энергия Бога, как символ смерти и всепоглощающего времени (от слова «кала» санскр. काल, kāla IAST — «время»), которое возвращает мир к изначальной недвойственности. Поклонение Кали включает в себя приношение кровавых жертв (в древности в список жертв входили и люди). В честь Кали было создано немало мистических стихов, среди их авторов особенно известен Рампрасад Сен (XVIII в.). Последователем культа Кали был и известный мистик Рамакришна (XIX в.). На народном уровне Кали — Богиня-Мать, в образе которой зловещие мотивы снижены или ликвидированы.
Индуизм. Йога, тантризм, кришнаизм
Образ Кали в массовой культуре
Образ Кали, как божества уничтожения и разрушения, на Западе, ввиду не понимания западным человеком иных психологических ценностей, приобрёл черты некой женской ипостаси Дьявола, а не Богини-матери, которая защищает своих детей. Профессор Колумбийского университета Rachel McDermott1 пишет23, что непонимание её образа приводит к грубым ошибкам и искажениям в первую очередь среди представителей Нью-эйджа, неоиндуизма, неоязычества и даже среди феминисток. В среде авторов, вроде бы хорошо знакомых с восточной культурой и позиционирующих себя индуистами или буддистами, такой взгляд встречается достаточно часто: в качестве наиболее яркого примера можно привести рассказ В. Полевина «Тхаги» — в нём Кали выведена как абсолютное зло. Также можно отметить книгу американского писателя-фантаста Дэна Симмонса «Песнь Кали»4, в которой описывается похождения американского журналиста в Калькутте и его приём в круг тугов.
Более подробный список см.: Википедия:Кали, подраздел «Кали в массовой культуре».
Источник: http://wiki.shayvam.org/Кали